Декоративные настенные блюда, которыми при необ­ходимости можно было пользоваться по прямому назна­чению и которые воспринимались скорее как панно и да­же как особый род живописи, появились в Европе в XIV веке — с развитием керамических производств. Они Делались из майолики и фаянса, украшались лепными рельефами с причудливыми фигурками, гирляндами цве­тов и плодов, а также расписывались забавными сценка­ми. Особую разновидность составляли свадебные блюда с портретами возлюбленных и надписями. Производством таких блюд особо славились Умбрия и Тоскана в Италии; сейчас они составляют гордость музейных коллекций ке­рамики.

keramicheskie-blyuda-na-stene

В эпоху Возрождения, в XV и XVI веках, живопись активно влияла на декоративное искусство. В росписях керамики и мебели (в частности, особых свадебных сундуков — кассоне), в тканых шпалерах художники стремились передать многообразие и красоту мира, ми­фологические сюжеты, используя при этом приемы све­тотеневой моделировки, перспективные сокращения, сложный колорит. Это сказалось и на росписи блюд эмалями.

keramicheskie-blyuda-na-stene-4

В русской традиции расписные блюда называются «финифть». Особое распространение они получили в России в XVII веке. Наибольшей популярностью поль­зовались так называемые усольские финифти, центр производства которых находился в Усолье, во владени­ях Строгановых, вокруг городов Сольвычегодск и Вели­кий Устюг. В основном блюда и другая драгоценная утварь с усольской финифтью были металлическими (мед­ными), но делались и керамические изделия. Любили чаши, ковши и блюда со сценами охоты, изображения­ми птиц и зверей, а также с причудливыми цветами, от­даленно похожими на голландские тюльпаны. (Усольская финифть хорошо представлена в наших музеях.) Но основной расцвет керамических и фарфоровых блюд в России пришелся на XVIII—XIX века. Их выпускали в подмосковной Гжели, Конакове, Вербилках, в Петер­бурге.

keramicheskie-blyuda-na-stene-2

В Европе второй половины XVI века первенство в из­готовлении расписных керамических блюд перешло от Италии к Франции. Франция ввела в моду особые блюда с рельефами, придуманные Бернаром Палисси. По преда­нию, он плохо рисовал, но хорошо понимал технологиче­ские возможности керамики и обладал при этом недю­жинной фантазией. Он собирал интересные природные формы — раковины, узловатые стебли, фигурные листья, а также лягушек ящериц, жуков — и оттискивал их в гли­не, потом делал из этих оттисков формочки для отливки. Отливая отдельные мотивы, мастер рельефно располагал их на поле будущего блюда, расписывал и глазуровал.

keramicheskie-blyuda-na-stene-5

Ценились в Европе также испанские блюда с роспи­сью люстром — особой краской с металлизированным оттенком, а также многокрасочные керамические блюда с острова Майорка. Блюда из фаянса с синей росписью, подражав­шей китайским мотивам, с XVII века поставлял нидер­ландский город Дельфт, причем сообразно вкусам эпохи барокко дельфтские мастера усложняли силуэты своих изделий, заставляли края вибрировать, прогибаться, скручиваться.

keramicheskie-blyuda-na-stene-3

Блюда из металла, с чеканкой, гравировкой, инкруста­циями и эмалями в Европу попадали в основном с Восто­ка. Производством серебряной чеканной утвари, в том числе и блюд, в Европе славилась Южная Германия, от­туда серебряные блюда попадали и в Россию, составляя почти обязательную часть «посольских даров».

С развитием комплектования посуды по сервизному принципу большие тарелки (на которых подаются вторые блюда, пироги и фрукты) входят в обязательный набор предметов. Широкое распространение фарфора оживило моду развешивать керамические блюда и даже тарелки по стенам, так что к некоторым сервизам специально прибавляли деко­ративные блюда.

Статья предоставлена http://fancyworks.info/